Твитнуть

Битва на Косовом поле

by Людмила
Битва на Косовом поле

Битва на Косовом поле: быль или миф

Перед битвой явился ему Ангел Господень и спросил князя:

«О каком царстве помышляешь, Лазарь, земном или Небесном?».

Помолившись, отвечал Лазарь Ангелу: «Царство земное — быстротечно и суетно.

Царство же Небесное — непреходящее, от века и до века».

Предание о святом князе Лазаре.

15 июня 1389 года по Юлианскому календарю (28 июня – по Григорианскому), в день Св. Вита, который в Сербии называют Видовдан, произошло одно из самых кровавых сражений сербов и турок. Исход этой битвы стал началом Османского господства над Сербией в течение последующих 400 лет. Однако поражение не стало днём скорби для Сербии, наоборот, сербы гордятся подвигом своих земляков.Битва на Косовом поле

Действительно ли Видовдан так почитаем в Сербии?! И не является ли история Косовской битвы обычной легендой?! Давайте разберёмся.

Битва на Косовом поле: как это было по летописи

В те времена Сербия была одержима междоусобицами. Царь Стефан Душан, задушивший собственного отца и коронованный как «царь и самодержец сербов и греков», создал огромное государство, завоевав Македонию, Эпир и Фессалию (территории Греции), часть Фракии (сейчас эта область частично принадлежит Болгарии, Греции и Турции). При его жизни было много культурных и правовых преобразований, например, в 1346 г. была образована первая в сербской истории патриархия в г. Печ. Однако он рано умер, ни его сын, ни иные правители, которым была передана власть, не смогли уберечь целостность Сербии.

Турция же наоборот, целенаправленно завоёвывала всё новые земли, облагая их налогами. Ещё в конце 13 века Османская империя представляла собой кочевников-тюрок, владевших незначительной областью в византийской Малой Азии. А в середине 14 века это была уже могущественная держава во главе с внуком Османа – Мурадом I, создавшим настоящую военную машину. Его армия побеждала византийских и западноевропейских профессиональных воинов, провозглашая джихад.

Битва на Косовом полеОтвоевав Фракию и Македонию, целью турок стала Сербия, которая в то время осталась без правителя. Но нашёлся один князь, который попытался сохранить целостность Сербии.

Лазарь Хребелянович – владел Крушевцом (этот город существует и поныне), в 70-е годы объединил все центральные и северные сербские области, при нём было построено много церквей и монастырей; установил мир с Болгарией, Венгрией, Польшей и Боснией; добился признания сербской патриархии в Константинополе; а также удачно выдав своих дочерей замуж, наладил международные связи с Болгарией, Черногорией и владетелем Косова поля Вуком Бранковичем (о нём мы ещё вспомним). Будучи хорошим правителем и дипломатом, к концу 1380 годов Лазарь подчинил себе непокорных феодалов, что прекратило феодальные междоусобицы, не приняв при этом царского титула.

Лазарь начал налаживать дипломатические связи, тем самым создав неплохую армию, которую кроме сербов также составили боснийцы, валахи, албанцы, венгры, поляки и болгары.

С Турцией изначально тоже был заключён мир с ежегодной выплатой дани. Но Мурада это вскоре перестало устраивать и в 1386 г. турки захватили г. Ниш. В следующем бою турки потерпели поражение, но это их не останавливало. И так, вторгшись на территорию Сербии, в июне 1389 г.  турецкая армия перешла реку Мораву, заняв позиции на границе с Боснией и Албанией – на землях зятя Лазаря – Вука Бранковича.Битва на Косовом поле

Силы были неравными, однако, определить точное количество воинов невозможно. По одним данным сербов было 17 — 20 тыс., турок – 27 — 30 тыс., по другим – силы были почти равны. В любом случае по меркам средневековья это была грандиозная битва: очень кровавая и жестокая. Хотя турки имели преимущество – единое командование, тогда как сербская армия была разрозненна.

Как гласят песни, сражение длилось 3 дня. Вероятно, длительность битвы подтолкнула сербского вельможу Милоша Обилича пробраться в турецкий лагерь под личиной перебежчика, якобы с сообщением для султана (по другим данным, он хотел принести присягу верности султану). Но, оказавшись в шатре Мурада рядом с ним, он заколол султана кинжалом. Сражаясь ещё какое-то время с телохранителями султана, он всё-таки был окружён и зарублен янычарами, сражавшимися на стороне турок. Но и Мурад I скончался.Битва на Косовом поле

Дабы не посеять панику между воинами, старший сын султана Баязид велел скрыть его смерть и повёл турок в атаку.

В то же время в армии сербов были сильные потери. Последние остатки войска под командованием Вука Бранковича отступили, что и стало причиной поражения. В этот момент Лазарь отстал, чтобы сменить коня. Остатки армии, увидев его отсутствие и решив, что князь погиб, начали отступать. А когда Лазарь попытался их остановить, был окружён и взят в плен турками, а затем казнён. Это был единственный сербский предводитель, павший на поле боя. Впоследствии Лазарь Хребелянович и Милош Обилич были канонизированы. Вук Бранкович признан предателем.Битва на Косовом поле

Фактически победа была за турками, но сербы не считали себя проигравшими. Из-за больших потерь Баязид был вынужден на следующий день увести войска. Все земли Сербии на том этапе были сохранены, Милица – вдова Лазаря – признала вассальную зависимость и подчинилась платить дань Турции, отдав также в турецкий гарем свою младшую дочь Оливеру.

В 1459 г. Сербия была включена в состав Османской империи, что, естественно, не просто задержало, а практически остановило её экономическое и политическое развитие, и буквально перевернуло с ног на голову культурное развитие сербского народа.

Но трагедия была в другом: государство ждал распад, а значит, потеря самостоятельности на Балканах. В дальнейшем сербы стали союзничать с турками и сражаться против соседей, другого выхода у них не было. Это в значительной степени привело к закреплению мусульманской власти на Балканах и влиянию турок на Европу вплоть до наших дней. Косовская битва перевернула судьбы многих народов, что продолжает сказываться на всей мировой истории по сей день.

Битва на Косовом поле: как это могло быть в реальности

Почему же Косовская битва так важна для сербов, если окончилась она поражением?! Скорее важна не сама битва, а то, что в тот момент произошло объединение всех сербских княжеств, и это дало сербам возможность почувствовать себя единой нацией. То есть по сути Косово олицетворяет собой место, с которого и началась Сербия как единое государство, где не было ни одного албанца.

Однако в «Югославской энциклопедии» сказано, что Косовская битва покрыта густым мраком неизвестности. Также бытует мнение, и оно небезосновательно, что Косовская битва не что иное, как слияние легенды и истории, и это подтверждается источниками конца 14 века.  

Битва на Косовом поле

Памятник Милошу Обиличу

Например, возникновение имени Обилича (или Кобилича) зафиксировано аж в 18 веке. Из эпоса  «Милица» известно, что он был братом Милицы – жены Лазаря. А в конце 19 века было доказано, что Вук Бранкович (чьё имя даже сделали нарицательным) не мог быть предателем, так как много сделал для успеха сражения. И напраслину на него навели наследники Лазаря из-за протурецкой политики.

В Косово также существует город Обилич, якобы названный в честь Милоша. Однако данных об образовании этого города лично я не нашла, поэтому остаётся только догадываться о том, что первостепеннее: фамилия или город.

Получается, что история о предательстве Вука Бранковича и подвиге Милоша Обилича возникла гораздо позже самого сражения. Учёные умы Сербии считают, что изначально существовало несколько вариаций Косовской битвы, которые в дальнейшем постепенно соединились в одно целое. А лично мне вся эта история напомнила предательство не только Христа, но и Юлия Цезаря. И ведь подобных исторических сюжетов очень много.

По эпическим материалам вечером перед битвой князь устроил вечерю, на которой публично обвинил Обилича в предательстве. Он подал чашу Милошу, предложив выпить за него тому кто «…меня предать замыслил…» (по аналогии с предательством Иуды).

Если проводить параллель с тайной вечерей, то вроде как святотатство получается. Но сербский фольклор дал Милошу шанс доказать свою верность князю, пожертвовав своей жизнью в стане врага. Непонятно вот только, как Обилич с лёгкостью вошёл в шатёр султана, да ещё смог и приблизиться к нему. Наводит на мысль, что он действительно был дезертиром, но решил не оправдать догадок Лазаря. Либо турки каким-то образом узнали, что происходило на вечере и поэтому впустили предателя.

И таких нестыковок очень много.

Возникает вопрос: для чего и кому нужно было превращать историю в легенду?!

Миф о Косовской битве  использовался разными идеологиями с целью воздействовать на поколения сербов, что происходит до сих пор. Источником этой легенды служит библейская мифология, началу которой послужил культ Лазаря, выбравшего Царствие Небесное. Эта церковная легенда создана по образу и подобию  крестного пути и страданий Христа. И прародителем её, скорее всего, было правительство Милицы с целью сохранения власти для наследников князя.

Битва на Косовом поле

Урош Предич «Косовская девушка»

Кроме этого, все предания о Косовской битве имеют и религиозную подоплёку. Косовская битва сравнивается с Голгофой и длительность её – 3 дня – библейское число. А смерть Лазаря и всего войска сербского преподносится как мученическая: жертва преходящего во имя вечного – Царства Небесного, физическая смерть во имя воскресения. То есть мощь не тела, а духа, дабы сохранить традиции Православия.

Жизнеописания Лазаря говорят о том, что возведён он был на престол промыслом Божиим. И этот же самый промысел уготовил сербам не единое земное царство, а иной исторический путь, иную славу: умрём и да останемся навеки живыми, принесём Богу себя в живую жертву – говорили воины, причащаясь перед битвой.

И все эти народные песни и эпосы по сей день преподносят Косовскую битву как торжество мучеников, а не поражение, и этот венец мученичества – высшая ценность Сербии. То есть акцентируется не фактический ход событий, а их духовный смысл – стержень, на котором зиждется ощущение победы сербов в Косовской битве. Ведь победа, хоть и духовная, может и будущие поколения вдохновить на новые свершения.

Таким образом, сам собой напрашивается вывод, что события этой битвы с лихвой использовали в своих политических целях обе власти – светская и церковная – дабы удержать в подчинении необразованные низы, с помощью которых и реализовывать свои реформы.

Битва на Косовом поле: резюме

Получается, что Косовская битва – это быль в мифическом обрамлении, которая стала наверно самой героической страницей сербской истории, не без усилий власть имущих. Её воздействие на христианские умы продолжалось веками, ведь даже сразу после поражения в православном мире ещё долго ходили слухи о победе сербов над турками.

Какие плоды принесло это воздействие?! Оценить сложно, это из века в век будут делать историки. Однако думаю, что изучение этой битвы из поколения в поколение играет огромную роль в воспитании сербского самосознания и патриотизма.

Битва на Косовом поле

Газиместан

Видовдан является для сербов не только церковным праздником, но и национальным. В 1989 г. праздновалось 600-летие Косовской битвы. Каждый год к стеле-обелиску Газиместан, воздвигнутому в честь погибших на Косовом поле и установленному на месте гибели князя Лазаря в окрестностях Приштины (столица Косово), едут сербские паломники. Это место уже стало священно для сербов.

Битва на Косовом полеПоскольку Газиместан установлен в албанской части Косова, он находится под постоянной охраной из-за неоднократных попыток разрушения, подрыва, осквернения и демонтажа. Паломничество сербов из года в год сопровождается столкновениями с албанцами, причём не без жертв. Албанцы даже не гнушаются расстреливать автобусы с детьми.

Но, несмотря ни на что, считаю, что если политические амбиции с помощью истории Косовской битвы веками могли сохранять боевой дух сербов, то сейчас, в снова разбитой и разрозненной Сербии, просто необходимо чтить эту битву, пусть и с мифическим налётом, но зато дающую веру  в себя, в свой народ и в свою страну.


P.S.

Сопоставляя некоторые события и совпадения своей жизни, как-то перестаю удивляться, что жизнь свела меня с Сербией. Меня как будто всё постепенно подготавливало к этому.

Одно из таких совпадений – мой день рождения, угораздило же родиться 28 июня. Услышав дату, моя свекровь сразу огласила «на Видовдан, в день Косовской битвы». Думаю, именно эта ассоциация помогает ей ежегодно вовремя меня поздравлять. Но также сложилось ощущение, как будто ей как-то дорого то, что ассоциация эта связана именно с таким днём.

Не переключайтесь!

Не менее интересно!:

Покупки в Черногории
Что люди ищут в интернете
Как замариновать шашлык из курицы
Пераст
Календарь путешествий
Конкурс: «Югославия сегодня»


Балканика.ру

Подпишись и узнай ещё больше интересностей:


Подарок за подписку - запись вебинара "Сербия на любой вкус"

4 Отклики на “Битва на Косовом поле”

  1. Поразительный народ сербы — столько лет прошло, а в памяти народа живет то, что связано с историей. Да, конечно, достоверности событий битвы на Косовом поле нет на 100%, очень много домыслов, но ты правильно,Люда, написала, что изучение этой битвы из поколения в поколение играет огромную роль в воспитании сербского самосознания и патриотизма.

  2. С удовольствием читала рассказ. Всегда любила историю.
    Для любого человека и народа важно знать свои корни. Это помогает ему понять кто он.

    • К сожалению наша история настолько переиначена, что историки никогда не останутся без работы, всегда будут существовать загадки, которые им придётся разгадывать. Но пока будут найдены ответы на вопросы, простые смертные будут оставаться в неведении и изучать кем-то придуманную историю.

  3. Ylga:

    История любого народа настолько переплетена с легендами, что сейчас уже невозможно установить, каким было то или иное историческое событие на самом деле, но выкапывать какие-то новые факты очень интересно. В общем, прошлое — непредсказуемо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top
Theme by Selim Alvele | Copyright 2017 Балканика.ру | Powered by WordPress | 83 queries in 0,834 seconds.