Твитнуть

Необычный музыкальный инструмент

by Людмила
необычный музыкальный инструмент

Необычный музыкальный инструмент:

сербские гусле

«От Триглава до Белого моря всё, что не спето

сербским гусляром, умерло для всех поколений».

Jovan Dučić: «Srpska mistika i Meštrović», Pravda, 30 april, 1, 2. i 3. maj 1932.

Когда я увидела этот инструмент впервые, решила, что попала как минимум во времена царя Гороха. А когда услышала его звучание… а потом ещё и пение музыканта… мне не просто поплохело, у меня сжались зубы и зашевелились волосы от этих звуков.

Если красный диплом об окончании музыкальной школы ещё не является гарантией моих феноменальных музыкальных способностей, то уж различить фальшь как в музыке, так и в пении позволяет на 100%. А музыка сербских гусле и пение под неё, могу сказать, идут далеко вразрез со всеми привычными для меня представлениями о правилах музыкальной грамоты и сольфеджио.

необычный музыкальный инструментЯ, конечно, понимаю, в те времена, когда этот инструмент был создан, не существовало вообще никаких понятий о мелодии и ритме: что вижу, то пою, и пою уж как умею, а чтобы не было совсем скучно, то ещё и играю. Но тогда, возможно, это было верхом музыкальности.

Сейчас же слушать игру на сербских гусле и пение под них стоит тогда, когда всё это в руках профессионалов, которых осталось очень мало. Иначе рискуете возненавидеть этот инструмент навсегда. Хотя даже профессиональная игра далеко не всем доставит удовольствие. Но… сербские гусле – это неизменная часть истории, культуры и традиций сербов. А из песни, как известно, слов не выкинешь.

Но это всё личные эмоции. А вот для того, чтобы докопаться до истории происхождения этого инструмента, мне пришлось перерыть кучу материала, перечитать кучу разных форумов. И единого мнения я так и не нашла. Более того, на форумах просто-таки идёт война по этому вопросу. Каждый тянет одеяло на себя. Кто-то говорит, что это исконно сербский инструмент. Кто-то приписывает ему исключительно черногорские корни. Кто-то утверждает, что это наследие турецкого господства. Есть версии, что инструмент пришёл из Азии. В общем, каждое мнение имеет право на жизнь.

Из личных же наблюдений могу сказать, что в действительности игра на гусле и в настоящее время сильнее всего распространена именно в Черногории (если наблюдательность меня не подводит).необычный музыкальный инструмент

Итак, что же такое гусле?! Этот инструмент выдолблен из дерева (обычно из клёна, который во времена язычества означал культ предков), чаще грушевидной формы, обтянутый сверху бараньей или кроличьей кожей и в ней проделаны отверстия для звучания. У него всего две (или одна) струны, сделанные из 30-60 сплетённых конских волоса. Смычок, которым играют, имеет такую же струну и похож на лук. А вот гриф (я его так назову) являет собой произведение искусства. Сверху, где крепятся струны, обычно вырезаны разные животные, птицы, национальные герои. В общем, выглядит это очень колоритно, но звучит…

Музыкант действительно должен быть виртуозом, чтобы изобразить мало-мальски нечто приличное на двух струнах. При игре гусле ставят на колени, одной рукой держат  гриф, иногда прислонив его к плечу, а в другой смычок. Основная их задача – это сопровождение пения. А поэтому звук гусле регулируется под высоту голоса гусляра и, соответственно, становится индивидуальным инструментом. А теперь можете послушать, что из этого выходит:

Спорим, у вас не хватило терпения дослушать до конца?!)))

Название «гусле» связывают со старославянским словом «госл» – струна (проволока). А первое упоминание, связывающее гусле с южными славянами, зафиксировано в первой половине 7 века у византийцев, когда ими были схвачены два шпиона, неимевшие при себе никакого оружия, только деревянный инструмент. Кто-то говорит о том, что гусле, наоборот, попали к южным славянам из Византии в 8–10 веках, а родина их – Азия.

В некоторых книгах и публикациях есть упоминание о встрече сербского правителя Стефана Немани и короля Германии Фридриха I Барбаросы в 12 веке, последнего встречали звуки гусле с пением, которые так сильно поразили его, что он начал интересоваться любыми сведениями, связанными с этим инструментом.необычный музыкальный инструмент

Можно ли все эти сведения принимать за истину… Как бы то ни было, под музыку гусле воспевали народные эпосы – героические события национальной истории, складывающейся веками, которые исполняли народные певцы в речитативном стиле, то есть вокал без ритма, вид певучего разговора (вероятно, поэтому и сложился такой необычный стиль пения и игры, существующий в настоящее время).

Стараниями Вука Караджича – сербский филолог, реформатор сербского языка – многие эпические песни конца 18 начала 19 века были записаны и сохранены (со второй половины 19 века сербский эпос начал деградировать и постепенно почти угас). Большая их часть повествует о временах османского владычества и национальной борьбе за независимость, а также о прославлении предков. Теоретики народной литературы считают эти песни высшим достижением сербского устного эпоса, главной ценностью устной литературы, а само явление сербского эпоса – одним из самых важных в эпической поэзии европейских народов после Гомера.

Черногорский эпос при этом повествовал в большей степени только об исторических событиях и отличался своей документальной достоверностью, чем и был ценен.

необычный музыкальный инструмент

Филип Вишнич — слепой гусляр

А вот известный сербский поэт (а некогда и министр культуры) Милорад Панич Суреп в своей книге о самом известном и популярном слепом гусляре Филипе Вишниче, вообще, пишет, что гусле не были редкостью или показателем благосостояния, имелись в каждом сербском доме. Некоторые пели под гусле о надежде на лучшее, просили дать им сил выдержать настоящее; другие провозглашали свои господство и победу, с прицелом на неизменность судьбы; для попрошаек гусле были средством получения милостыни. Таким образом, этот примитивный инструмент стал неотъемлемой частью любого духовного проявления в очень разношерстном обществе, служа всем страждущим как в радости, так и в горе.

Но по сути, эта музыка служила поддержкой для сербов в борьбе за выживание, показывая своими текстами исторические примеры тяжёлых времён:

«Под музыку гусле учили историю, вспоминали героев, «пьянели поколения» и строилось национальное равенство, чтобы никогда не сдаваться в борьбе за свободу и единство.»

Сначала меня мучили смутные сомнения о существовании инструмента аж в 7 веке. Как же так, гусле существовали, а эпосы не сохранились. Но если они и вправду были в каждом доме и пели под них как на свадьбах, так на похоронах, то потеря миллионов текстов становится вполне естественной.

необычный музыкальный инструментСейчас, конечно, вы не встретите гусле в каждом сербском доме, да и далеко не каждый возьмётся на них играть. В Черногории они частенько встречаются на рынках. Хотя, думаю, их покупают больше как сувенир или этно предмет для украшения интерьера общепита. Однако искусство игры на гусле живо. Существуют различные содружества гусляров, проходят концерты и музыкальные соревнования.

Но с момента книгоиздания текстов песен их самобытность постепенно была утеряна. Сборники песен были очень дёшевы и популярны, и, естественно, стали просто народными, что привело к фиксации текстов. Ведь исполнение песен по памяти всегда имело немного экспромта. Вместе с этим была утеряна манера исполнения – рифмованными двустишиями, – а старый эпос облекли в современный язык.

Однако, несмотря на всё, радует тот факт, что и в 21 веке музыка гусле всё ещё жива, в отличие от наших гуслей, которые мы видим только на картинах, в мультфильмах и, может, в музеях.

Не переключайтесь!

Не менее интересно!:

Черногория: въезд в страну
Пляжи Черногории фото
Палачинке по-сербски – по-русски блины
Балканская музыка
Взаимная вежливость по-сербски
Пераст


Балканика.ру

Подпишись и узнай ещё больше интересностей:


Подарок за подписку - запись вебинара "Сербия на любой вкус"

18 Отклики на “Необычный музыкальный инструмент”

  1. Ой даааа… Это не для всех ушей…Если только эпические баллады вспоминать… В Турции я ничего подобного не видела. Там в моде саз (saz), но это инструмент имеющий 6 и 7 струн. И выглядит по-другому. Очень интресный гусле… Мне почему-то вспомнились древнерусские гусляры, но у нас и гусли совсем другие были, более мелодичные…чего это сербы на струнах-то экономили так?

  2. Представь себе,Люда, что терпения дослушать до конца пение и игру на гусле у меня хватило. Даже интересно стало: о чем гусляр поет?
    Своеобразный инструмент, что и говорить!

  3. Хорошо, что есть те, кто продолжает делать и играть на таких древних музыкальных инструментах.

  4. Люда, на твоем видео у меня вдруг звук прорезался! Я, как и Лена, дослушала до конца. Может, потому, что у меня нет музыкального образования и медведь на ухо наступил :)
    Очень понравились сами инструменты, резьба по дереву — это уже искусство.
    Очень жаль, что в России с пренебрежением относятся к своей культуре и не сохраняют древние традиции, музыкальные инструменты, да и вообще свое прошлое.

    • Мда, как-то мы не особо заинтересованы нашей культурой.
      А я вот до конца не смогла дослушать и это при том, что ролик разместила самый короткий)

      • Ну не соглашусь…Совсем недавно видела музей вологодского кружева. Оказывается его отличие от остальных кружев в том, что на коклюшках плелись картины, размером с современные ковры. Многие ремёсла сегодня возрождаются, и детишек этому обучают. Возможно очень мало об этом говорят и показывают, нужно более широкое освещение этой темы.Уверена, что всплеск патриотизма в нашей стране непременно затронет и эту область. Россия возрождается.

  5. Да уж, играть на двух струнах, наверное, не просто. Я, глядя на первую фотографию, вообще подумала, что струна всего одна.

    • На картинке, наверно, она действительно одна. Количество струн зависит от местности изготовления инструмента.

  6. Необыкновенно красивый инструмент, напомнил изделия из коры, которую режут в Сибири. Тоже очень красиво, настоящее кружево.
    Манера исполнения и музыка типично восточная, без знания языка сложно. Музыка ведь дает только сопровождение, самое главное в подобном пении-текст. А мы больше привыкли к музыкальности и красоте мелодии.

    • Я всё-таки склоняюсь к тому, что инструмент исконно азиатский. А манера исполнения, скорее всего, сложилась во времена османского господства. Потому что восточная манера исполнения вокала до сих пор присутствует в сербской поп-музыке.

  7. Я тоже дослушала до конца песню, и мне звук гусле не резал слух. Я не очень-то разбираюсь в народных музыкальных инструментах, но звучание гусле мне напомнило какой-то инструмент Средней Азии. А внешне гусле на фото — это настоящие произведения искусства!

  8. Амир:

    У турок, армян, персов, грузин, азербайджанцев, курдов и пр. северокавказцев есть аналогичный муз. инструмент — называется кеманча (варианы: команча, рубаб, каманча, каманче, кяманча…). Это очень древний инструмент. Разнесли его в страны народы древние кочевники во времена великих их переселений — болгары, авары, хазары.

    В принципе у каждого балканского народного инструментов есть аналог на Кавказе и в Передней Азии.

  9. Амир:

    А пение гусляра — это практически один из вариантов переднеазиатских мугамов, как раз кеманчой сопровождаемых.

    Один палка, два струна — я хозяин мой (всей) страна.
    (русский народный юмор про степных и горских песнопевцев — акынов, ашугов, мукамов и проч.)

  10. Амир:

    Не стоит преувеличивать влияние турок на сербскую в частности (хотя и есть привычка этим влиянием все подряд объяснять), и балканскую в целом культуры. У сербов и их соседей хотя и есть явная «восточная» составляющая в музыке — но она совсем не турецкая, а скорее та, которая сегодня воспринимается как арабская. Но перенята она была не от арабов, от византийцев — великой христианской державы ближнего Востока. Такие же восточные ноты-оттенки к примеру в критской музыке, которые под турками были всего-ничего по историческим меркам.
    Турецкая музыка довольно заунывна, турки не поют как балканцы, в их музыке меньше намного зажигательной ритмичности и распевной мелодичности. Это скорей в турецкой музыке балканское влияние. Османы ко времени балканских завоеваний только-только как переставали быть конной кочевой ордой. Откуда могло взяться их культурное влияние? И европейской культурной традиции не было, Европа она зябла в мрачном средневековье, вся музыка там — рыцарские баллады под дудочку да сумрачные религиозные песнопения, ныне обозначаемые как «грегориан».
    Зато Сербия последних Неманичей была великим королевством славян и греков, а по соседству был блистательный Константинополь с более чем тысячелетней историей своей «ромейской» культурной традиции. А с ней рядом — вечная Персия. И ненадолго расцветший халифат, который был в культурном смысле по сути производным от Византии. Вот эти три культуры, которые существовали и взаимодополняли дру друга. Остальные пребывали либо в сумерках тотального религиозного мракобесия, либо в кочевой дикости, либо были пепелищем от нашествий одних и других. Какая от них могла быть культурная экспансия?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top
Theme by Selim Alvele | Copyright 2017 Балканика.ру | Powered by WordPress | 97 queries in 0,819 seconds.